Конспект: “Түбәтәй әзерләү”
Нод по художественному творчеству
Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями “Программы воспитания и обучения в детском саду”, мы знакомим детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараемся приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии наша главная цель – помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.
Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.
Программные задачи:
Образовательные:
– Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.
– Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.)
– Учить самостоятельно создавать узор.
– Продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками.
Развивающие:
– Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
– Умение обобщать и делать выводы.
– Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
Воспитательные:
– Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
Словарная работа: тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзул, фартук.
Материалы и оборудование: Татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак; образец рисунка, восковые карандаши, гуашь, кисть №5; силуэты тюбетеек, калфак, салфетки.
Предварительная работа с детьми:
Коммуникация: беседа о праздниках.
Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.
Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.
Труд: изготовление материалов к национальным играм.
Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Татарские сапожки».
Физическое развитие: физкультминутка: «А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять…», малоподвижная игра: «Тюбетейка».
Создание условий для самостоятельной деятельности: Центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».
Взаимодействие с семьей: Шитье тюбетеек, фартука и калфак для детей. Выставка национальных работ «Мамины руки не знают скуки».
Взаимодействие со специалистами: Обеспечение национальной одеждой.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходят воспитатели, переодетые в девушку и парня в татарской национальной одежде.
Девушка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие мы нарядные, в необычных костюмах. А кто из вас знает, откуда мы?
II. Беседа.
Парень: На реке остров был чудной
Татарстаном звался.
Девушка: Город был на нем большой –
Казанью назывался!
Парень: Правильно. Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои праздники. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете. Ребята, а как называется столица Татарстана?
Девушка: Правильно. Казань – это большой и красивый город. Поэты Татарстана посвятили Казани свои стихи. Наши ребята тоже знают стихотворения о Казани. Давайте послушаем.
Дети читают стихи о Казани.
1-й ребенок:
Радостью Казань моя полна,
И светла и зелена.
Город кажется весной,
Белой чайкой над волной.
Чудные парки и сады –
Всюду яркие цветы.
Где живет
Дружный труженик – народ.
2-й ребенок:
Хороша Казань, в предрассветную рань…
Казань, как сад весной: со всей страной
Цветет всегда он, город
Любимая моя Казань.
Парень: Ребята, правда, красивые стихи? Только тот, кто действительно любит свой город мог написать такие красивые строки. Казань – это древний город. Стоит наша столица на реке Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, где вы бывали со своими родителями, зоопарк, театр кукол “Әкият”. Но главная достопримечательность – это, конечно, Казанский Кремль.
Девушка: Сегодня у нас необычное, интересное занятие. Мы вам расскажем о татарском национальном костюме. А для этого нужно быть очень внимательным, потому что слова будут трудными.
Рассматривание женского и мужского национального костюма.
Парень:Калфак кигән кыз баланың
Багып алчы йөзенә.
Нинди гүзәл татар кызы,
Күз тимәсен үзенә.
Девушка: Килешеп тора түбәтәй
Аның күркәм йөзенә.
Нинди матур татар улы,
Күз тимәсен үзенә.
Парень: На голове у меня – тюбетей. Так называется мужской головной убор.
Девушка: А женский головной убор называется – калфак. Тюбетей и калфак расшиты яркими цветами и называют все его – орнаментом.
Парень: Посмотрите, какого же цвета узоры? Из каких элементов составлен узор?
Девушка: Платье на мне тоже нарядное, с орнаментом. Подол его украшен оборкой, рукава широкие и тоже с оборкой, фартук. (Рассказ воспитателя сопровождается показом одежды). На ногах сапожки – ичиги. Они яркие, украшены узором. Татары называют его “читек”.
Парень: Мужчины носили распашные рубахи, камзул, свободные брюки, кожаные сапоги. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки.
Девушка: А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?
– Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?
– Такую одежду и обувь татары носили издавна, носят и сейчас, но больше в праздничные дни. Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы праздники знаете? Сабантуй, Курбан-байрам, Ураза-байрам.
– На татарском языке праздник переводится как “Бәйрәм”.
И действительно, один из самых любимых праздников не только татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане является Сабантуй. Этот праздник отмечается не только у нас в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытом небом. Место, где проводился праздник украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много людей. (Показать картинку с фрагментами праздника)
Парень: Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка татарских национальных головных уборов. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?
– Тогда, ребята, вам нужно будет нарисовать тюбетейки и калфак, украсить их и отправить свои работы на выставку.
Девушка: Ребята, а давайте рассмотрим их по лучше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисовано? Где находятся эти узоры? (ответы детей). Вы можете подойти и посмотреть их поближе, потрогать и примерить. Всем гостям дарили наши национальные головные уборы. (22 слайд).
Дети подходят, рассматривают тюбетейки, калфак, меряют.
Парень: Понравились вам головные уборы? А хотите нарисовать такие красивые тюбетейки и участвовать на этой выставке? Тогда берем свои стулья и садимся за столы тихо и спокойно.
Дети садятся на свои места. Воспитатель объясняет и показывает, как надо нарисовать один из видов татарского национального головного убора.
Девушка: Прежде чем приступить к работе, давайте сначала нарисуем в воздухе.
Дети рисуют в воздухе.
Физкультминутка:
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево…
И беритесь снова за дело.
IV. Индивидуальная работа .
Парень: Теперь сели красиво, правильно и начинаем работать. С чего начинаем работу?
Дети работают под любую татарскую спокойную мелодию. Мы подходим к каждому, подсказываем, подбадриваем их, помогаем затрудняющимся детям; обращаем внимание на осанку. За 10 минут до окончания занятия предупреждаем детей о завершении своих работ. Готовые работы кладем на стол для анализа (выслушиваем 4-5 ребенка).
V. Итог занятия.
Девушка: Да, ребята, каждый из вас старался, и у каждого получилась интересная и работа. А вы подумайте и скажите, все ли дети выполнили наши требования к выполнению работы? (ответы детей). Правильно, только тогда получается интересная и красивая работа. А как вы думаете, можно ли ваши работы отправить на выставку тюбетеек? (ответы детей).
Парень: Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем.
Проводится татарская национальная игра «Тюбетейка» под песню «Кәләпүш» ( сл. Р. Валиевой, муз. Л.Батыр-Болгари ).
-Молодцы! Занятие окончено. А сейчас мы хотим угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чаком.
Дети на занятии познакомились с праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества (в народном прикладном искусстве – татарский народный орнамент.) Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.
Татарстан Республикасы
Казан шәһәре Совет районы
“148 нче балалар бакчасы”
муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесенең
I квалификацион категорияле тәрбиячесе
САЛАХОВА РӘЗИЛӘ РӘШИТ КЫЗЫ
Комментарии: |