Яңа фикерләр:

postheadericon Конспект: “Түбәтәй әзерләү”

р4-5 яшьлек рус балалары өчен

 

Нод по художественному творчеству

Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями “Программы  воспитания и обучения в детском саду”,  мы знакомим детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараемся  приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии наша главная цель – помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.

Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.

Программные задачи:

 Образовательные:

– Продолжать знакомить детей  с татарскими национальными костюмами и узорами.

– Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.)

– Учить самостоятельно создавать узор.

– Продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками.

Развивающие:

– Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

– Умение обобщать и делать выводы.

– Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.

Словарная работа:  тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзул, фартук.

Материалы и оборудование: Татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак; образец рисунка, восковые карандаши, гуашь, кисть №5; силуэты тюбетеек, калфак, салфетки.

Предварительная работа с детьми:

Коммуникация: беседа о праздниках.

Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.

Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.

Труд: изготовление материалов к национальным играм.

Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Татарские сапожки».

Физическое развитие: физкультминутка: «А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять…», малоподвижная игра: «Тюбетейка».

Создание условий для самостоятельной деятельности: Центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».

Взаимодействие с семьей: Шитье тюбетеек, фартука и калфак для детей. Выставка национальных работ «Мамины руки не знают скуки».

Взаимодействие со специалистами: Обеспечение национальной одеждой.

 

Ход занятия:

I. Организационный  момент.

Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходят воспитатели, переодетые в девушку и парня в татарской национальной одежде.

Девушка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие мы нарядные, в необычных костюмах. А кто из вас знает, откуда мы?

 

II. Беседа.

Парень: На реке остров был чудной

Татарстаном звался.

Девушка: Город был на нем большой –

Казанью   назывался!

Парень: Правильно. Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои праздники. И в нашей группе есть ребята и русские,  и татары. И все вместе вы играете, гуляете. Ребята, а как называется столица Татарстана?

Девушка:  Правильно. Казань – это большой и красивый город. Поэты  Татарстана посвятили Казани свои стихи. Наши ребята тоже знают стихотворения о Казани. Давайте послушаем.

 

Дети читают стихи о Казани.

1-й ребенок: 

Радостью Казань моя полна,

И светла и зелена.

Город кажется весной,

Белой чайкой над волной.

Чудные парки и сады –

Всюду яркие цветы.

Где живет

Дружный труженик – народ.

 

2-й ребенок: 

Хороша Казань, в предрассветную рань…

Казань, как сад весной: со всей страной

Цветет всегда он, город

Любимая моя Казань.

 

Парень: Ребята, правда, красивые стихи? Только тот, кто действительно любит свой город мог написать такие красивые строки. Казань – это древний город. Стоит наша столица на реке Казанке.  В городе есть много достопримечательностей: это цирк, где вы бывали со своими родителями, зоопарк, театр кукол “Әкият”.  Но главная достопримечательность – это, конечно, Казанский Кремль.

Девушка:  Сегодня у нас необычное, интересное занятие. Мы вам расскажем о татарском национальном костюме. А для этого нужно быть очень внимательным, потому что слова будут трудными.

 

Рассматривание  женского  и  мужского  национального  костюма.

Парень:Калфак кигән кыз баланың

Багып алчы йөзенә.

Нинди гүзәл татар кызы,

Күз тимәсен үзенә.

 

Девушка: Килешеп тора түбәтәй

Аның күркәм йөзенә.

Нинди матур татар улы,

Күз тимәсен үзенә.

 

Парень: На голове у меня – тюбетей. Так называется мужской головной убор.

Девушка: А женский головной убор называется – калфак. Тюбетей и калфак расшиты яркими цветами и называют все его – орнаментом.

Парень: Посмотрите, какого же цвета узоры? Из каких элементов составлен узор?

Девушка: Платье на мне тоже нарядное, с орнаментом. Подол его украшен оборкой, рукава широкие и тоже с оборкой, фартук. (Рассказ воспитателя сопровождается показом одежды). На ногах сапожки – ичиги. Они яркие, украшены узором. Татары называют его “читек”.

Парень: Мужчины носили распашные рубахи, камзул, свободные брюки, кожаные сапоги. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки.

Девушка: А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

– Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?

– Такую одежду и обувь татары носили издавна, носят и сейчас, но больше в праздничные дни. Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы  праздники знаете? Сабантуй, Курбан-байрам, Ураза-байрам.

– На татарском языке праздник переводится как “Бәйрәм”.

И действительно, один из самых любимых праздников не только татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане является Сабантуй. Этот праздник отмечается не только у нас в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытом небом. Место, где проводился праздник украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много людей.        (Показать картинку с фрагментами праздника)

 

Парень: Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка татарских национальных головных уборов. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?

– Тогда, ребята, вам нужно будет нарисовать тюбетейки и калфак, украсить их и отправить свои работы на выставку.

Девушка: Ребята, а давайте рассмотрим их по лучше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на  них нарисовано? Где находятся эти узоры? (ответы детей). Вы можете подойти и посмотреть их поближе, потрогать и примерить. Всем гостям дарили наши национальные головные уборы. (22 слайд).

Дети подходят, рассматривают тюбетейки, калфак, меряют.

Парень: Понравились вам головные уборы? А хотите нарисовать такие красивые тюбетейки и участвовать на этой выставке? Тогда берем свои стулья и садимся за столы тихо и спокойно.

Дети садятся на свои места. Воспитатель объясняет и показывает, как надо нарисовать один из видов татарского национального головного убора.

Девушка:  Прежде чем приступить к работе, давайте сначала нарисуем в воздухе.

Дети рисуют в воздухе.

 

Физкультминутка:  

А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево…

И беритесь снова за дело.

 

IV. Индивидуальная  работа .

Парень: Теперь сели красиво, правильно и начинаем работать. С чего начинаем работу?

Дети работают под любую татарскую спокойную мелодию. Мы подходим к каждому, подсказываем, подбадриваем их, помогаем затрудняющимся детям; обращаем внимание на осанку. За 10 минут до окончания занятия предупреждаем детей о завершении своих работ. Готовые работы кладем на стол для анализа (выслушиваем 4-5 ребенка).

 

V. Итог  занятия.

Девушка: Да, ребята, каждый из вас старался, и у каждого получилась интересная и работа. А вы подумайте и скажите, все ли дети выполнили наши требования к выполнению работы? (ответы детей). Правильно, только тогда получается интересная и красивая работа. А как вы думаете, можно ли ваши работы отправить на выставку тюбетеек? (ответы детей).

Парень: Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем.

Проводится татарская национальная игра «Тюбетейка» под песню  «Кәләпүш»  ( сл. Р. Валиевой, муз.  Л.Батыр-Болгари ).

-Молодцы! Занятие окончено. А сейчас мы хотим угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чаком.

Дети на занятии познакомились с праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества (в народном прикладном искусстве – татарский народный орнамент.) Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край. 

Татарстан Республикасы

Казан шәһәре Совет районы

 “148 нче балалар бакчасы”

муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесенең

I квалификацион категорияле тәрбиячесе

САЛАХОВА РӘЗИЛӘ РӘШИТ КЫЗЫ

Мәкалә ошадымы? Дусларыгызга да сөйләгез:

Комментарии:

Оставить комментарий